Ереванский метрополитен начал работать относительно недавно – только в 1981 году пошли первые подземные поезда, перевозящие пассажиров. Первоначально метро Еревана планировалось, как метротрам. То есть, среднее «состояние» между привычным метро и трамваем. Сегодня по туннелям так и ходят составы с двумя или тремя вагонами.
Метро Еревана и его история
Впервые про строительство метрополитена в столице тогда еще Армянской ССР заговорили в начале семидесятых годов прошлого века. Мысль возникла не просто так – город активно развивался и требовал нового общественного транспорта, способного обеспечить перевозку всех желающих.
Строительство осложнялось непростым рельефом Еревана. Кроме того, в центральной части города уж очень много домов, стоящих близко друг к другу.
Первые работы по созданию линии метрополитена начались в 1972 году, а открылись станции лишь в 1981 году. Повлиять на скорость строительства смогли только партийные бонзы, издавшие соответствующее постановление Центрального Комитета Коммунистической партии СССР.
Из-за сложности рельефа Еревана многие не верили, что здесь удастся построить метрополитен. Перепады высот достигали полукилометра. Тем более, сам по себе регион с высокой сейсмической опасностью. Только Карен Демирчян, возглавлявший в тот момент ЦК Компартии Армении (потом он стал руководителем Парламента уже независимой Армении) приложил массу усилий, чтобы метро было достроено.
При проектировании учитывались все сложности и особенности региона, проводились сложнейшие вычисления. И они оказались верными. Когда в 1988 году регион пострадал от сильных землетрясений, метрополитен остался нерушимым. Однако именно землетрясение 1988 года стало причиной отказа от дальнейшего расширения метро и строительства новых линий и станций.
В последние годы снова начали активно обсуждать необходимость и возможность строительства хотя бы одной новой станции, но никаких конкретных и реальных шагов для реализации проекта так и не предпринималось.
Метро Еревана сегодня
В настоящее время ереванский метрополитен носит имя известного и почитаемого лидера, партийного деятеля Карена Демирчяна. Протяженность линии – почти 13,5 километров. Всего тут одна линия и 10 станций:
- 1 мелкого залегания;
- 6 глубокого залегания;
- 3 наземные.
От линии есть ответвление, ведущее в депо. Ответвление идет от станции Шенгавит.
Билеты и цена
Стоимость проезда уж очень демократична – 100 драм или около 20-ти центов. (На момент написания статьи).
Для оплаты проезда используются специальные карточки. Также можно пользоваться обычными жетонами. Но карточкой удобнее, она многоразовая и ее можно пополнять в терминалах, стоящих на станциях. Цена карточки – 500 драм.
Станции метро Еревана: от конечной и до конечной
- «Дружба».
- «Маршал Баграмян».
- «Молодёжная».
- «Площадь Республики».
- «Зоравар Андраник».
- «Давид Сасунский».
- «Заводская».
- «Шенгавит».
- «Площадь Гарегина Нжде».
- «Чарбах».
Все станции имеют свой индивидуальный облик, над созданием которого работали лучшие архитекторы. В качестве отделки использовали натуральные камни разных пород:
- базальт;
- мрамор;
- гранит;
- и многие другие.
Камни завозились из разных союзных республик. Например, они поставлялись из относительно далекой Украины и соседней Грузии. Также в отделке используются красивейшие самоцветы из Сибири.
При создании внешнего облика станций учитывались особенности истории и культуры армянского народа.
Время работы
Интервал движения поездов колеблется от 5 до 10 минут. Наименьший интервал – в час пик. В остальное время суток – до 10 минут. Этого вполне достаточно, чтобы обеспечить перевозку всех пассажиров.
Открываются станции в 6 часов утра. Последний рейс – в 23 часа. Во время праздников, массовых мероприятий метрополитен работает дольше, но точное время закрытия станций сообщается через средства массовой информации.
Ереванский метрополитен и его особенности
- Диктор в вагонах метро объявляет станции только на армянском языке. Это несколько путает туристов.
- В метрополитене используются новые составы. Они оранжевого цвета. Он был выбран не случайно. Такой цвет яркий и провоцирует позитивные эмоции.
- Изначально станции проектировались под составы из пяти вагонов. Однако сегодня их только два в каждом составе. Этого достаточно для перевозки всех пассажиров.
- Линия метро проложена таким образом, чтобы можно было попасть во все важные места Еревана – центральную часть, высшие учебные заведения, вокзал и другие.
- Есть официальный сайт метрополитена – его адрес yermetro.am.